Развиваем связную речь.
19.12.2024
Зависимость речи детей от людей, с которыми они живут, очень велика. Это значит, что работа детского сада по развитию связной речи детей должна идти рука об руку с работой родителей.
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, усвоением языковых законов и норм, умением полно, связно, последовательно передать содержание готового текста.
Связная речь существует в двух формах: диалог и монолог.
Диалог – первичная по происхождению форма речи. Диалог – это умение слушать и понимать собеседника, знать предмет, о котором идёт речь, умение самому задавать вопросы и отвечать на вопросы собеседника. Монолог – связная речь одного лица.
Монолог – это:
- рассказ о себе, о событиях своей жизни;
- пересказ прочитанного или услышанного, рассказ об увиденном;
- описание предмета, явления;
- составление рассказа по серии сюжетных картинок;
- составление рассказа по сюжетной картинке;
- рассказывание с элементами творчества, сочинение.
Связная речь формируется на протяжении всей жизни. А основы её закладываются в довольно раннем возрасте – в дошкольном детстве. Наша задача – помочь детям в этом, создать условия для развития связной речи. И именно родители играют в этом главную роль. Следующие рекомендации помогут развивать речь ребенка.
Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
- Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
- Никогда не поправляйте речь ребёнка, просто повторите ту же фразу правильно.
- Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
- Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь, пока он не закончит рассказывать. Не давайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
- Добивайтесь от ребёнка полного ответа на вопрос.
- Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
- Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает: фонематический (речевой) слух.
- Ограничивайте время просмотра телевизора, компьютера. Лучше играйте и смотрите с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
- Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
- Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
- Играйте с ребёнком в разные игры.
- Составляйте описательные рассказы вместе с ребенком.
Примерные планы составления описательного рассказа:
Расскажи о своём любимом овоще
Я люблю —————————————
Он (она)—————— цвет——————
Формы ——————— на вкус————
Что из него (неё) можно приготовить——
А я люблю есть его (её)————— (сырым в салате…)
Расскажи о своём любимом фрукте
Как твой любимый фрукт называется?
Где он растёт?
Каков внешний вид (величина, форма, размер)?
Каков на вкус?
Что из него можно приготовить?
В каком виде ты любишь его есть?
Составь рассказ о своём любимом городе (улице) по плану:
Как называется твой любимый город?
Кем и когда он был основан.
Главная улица, площадь, река, в твоём любимом городе?
Главная достопримечательность твоего города?
Твоё отношение к этому городу?
Надеюсь, все эти рекомендации не только помогут развить речь Вашего ребенка, но и сделают Ваше с ним общение насыщенным и увлекательным.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.12.2024
Дата обновления: 19.12.2024
Дата публикации: 19.12.2024