Дыхательная гимнастика в коррекции речевых нарушений.
19.12.2024
Правильная, красивая речь не возможна без правильного речевого дыхания. Такое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Поэтому развитие речевого дыхания является одним из направлений коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, создавая базу для дальнейшей работы над речью в целом.
Какие же нарушения речевого дыхания можно наблюдать в речи детей?
- Очень слабый выдох и вдох. Речь ввиду этого тихая, еле слышная. Обычно дети, у которых наблюдаются такое нарушение, не развиты физически.
- Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Конец фразы в таком случае произноситься скомкано и едва слышно.
- Неумелое распределение дыхания внутри слова. Ребёнок вдыхает в середине слова.
- Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием».
- Неравномерный толчкообразный выдох. Речь в таком случае звучит то громко, то тихо, еле слышно.
Для работы с нарушениями речевого дыхания используются специальные комплексы упражнений – дыхательную гимнастику.
Что же такое дыхательная гимнастика?
Это система упражнений, которая включает перемежающиеся с задержками дыхания вдохи и выдохи определенной скорости, интенсивности, длительности.
При регулярных занятиях дыхательные органы детей укрепляются, клети организма насыщаются кислородом. Что же касается применения дыхательной гимнастики в логопедии, то с ее помощью формируют диафрагмально-реберное дыхание, как составляющий элемент коррекционной работы используют при коррекции заикания. При регулярных занятиях дыхательной гимнастикой дети начинают поддерживать постоянную громкость речи, разговаривать плавно и выразительно.
Правила подготовки и выполнения дыхательной гимнастики:
- дыхательная гимнастика проводиться до еды, ребенок должен быть здоров;
- помещение для занятий требуется проветрить, провести влажную уборку;
- на гимнастику необходимо отводить не более от 5 до 7 минут, чтобы не вызвать у детей головокружения и негативных реакций;
- одежда ребенка не должна стеснять его движения;
- при выполнении дыхательных упражнений нельзя переутомлять ребенка (первый признак утомления – зевота – симптом кислородной недостаточности);
- необходимо следить за позой ребенка (прямо, плечи расправлены, ноги, руки спокойны);
- необходимо контролировать сопутствующие движения, а именно: не допускать общего мышечного напряжения;
- технику дыхательных упражнений лучше всего осваивать в положении лежа на спине. Ребенка учат бесшумно вдыхать через нос и рот, выдыхать через рот, не задерживать дыхание, сохранять небольшой запас воздуха в легких, дышать без толчков и судорожности. После отработки этих навыков можно переходить к выполнению гимнастики сидя, стоя. Затем подключаются упражнения в движении;
- гимнастику проводят до тех пор, пока техника правильного речевого дыхания не будет отработана до автоматизма.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.12.2024
Дата обновления: 19.12.2024
Дата публикации: 19.12.2024