19.12.2024
Проблемы речи ребенка волнуют каждого родителя. С помощью речи мы устанавливаем контакт, выражаем свои мысли, поэтому грамотная красивая речь является залогом успешного будущего ребенка. Очень важно скорректировать нарушения еще в дошкольном возрасте, чтобы исключить влияние этих нарушения на освоение школьной программы.
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции, и в тоже время, распространенных, является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Нарушение слоговой структуры слова – это нарушение взаиморасположения и связи слогов в слове. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Понаблюдайте за своим ребенком, нет ли у него следующих нарушений речи.
Варианты нарушения слоговой структуры.
Нарушение количества слогов в слове:
Элизия – сокращение (пропуск) слогов: “моток” (молоток).
- ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова.
При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова
(“на” - луна, в его середине (“гуница” - гусеница, слово может не договариваться до конца (“капу” – капуста).
В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного (“ка” – каша, “пи” – писал, “овa”- коровa; другие затрудняются лишь на уровне четырёхсложных структур, заменяя их трёхсложными (“пувица” – пуговица):
- опускание слогообразующей гласной.
Слоговая структура может сокращаться за счёт выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется (“просоник” – поросёнок; “сахрница” – сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.
Итерации – увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (“тарава” – трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчленённым его произношением, представляющем собой как бы “раскладывание” слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки (“дирижабил” - дирижабль).
Нарушение последовательности слогов в слове:
- перестановка слогов в слове (“деворе” - дерево);
- перестановка звуков соседних слогов (“гебемот” - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.
Искажение структуры отдельного слога:
- сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (“капута” - капуста);
- в слог со стечением согласных – в слог без стечения (“тул” - стул).
Уподобления одного слога другому
(“пипитан” - капитан; “вевесипед” – велосипед; “чeчeли” – кaчeли, “кукукузa” – кукурузa.)
Персеверации (застревание) на одном слоге в слове
(“пананама” – панама; “вввалабей” – воробей).
Контаминации – соединения частей двух слов
(“холодильница” - холодильник и хлебница).
Уважаемые родители, если вы обнаружили такие нарушения в речи ваших детей, знайте – это является одним из показаний для направления ребенка в логопедическую группу
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.12.2024
Дата обновления: 19.12.2024
Дата публикации: 19.12.2024